Дан   Берест
по-украински
ХРИСТИАНСКИЕ   СЕКТЫ

ПРОТЕСТАНТСКИЕ
старокатолики, меннониты, баптизм, квакеры, методизм, мормоны, масоны (на Украине), адвентизм, свидетели иеговы, армия спасения, хрис-кая наука, хрис-кое содружество, пятидесятники, перфекционисты, вальденсы, моравские братья,

ЛЖЕ-ПРАВОСЛАВНЫЕ
старообрядчество, поповцы, беспоповцы, спасовцы, иоанниты, иннокентьевцы, истин. церковь, истин. христиане, духовные христиане, хлысты, скопцы, духоборцы, молокане, субботники, ильинцы

КАТОЛИЧЕСКИЕ
армяно–григорианская церковь, баптисты (штунды), пятидесятники, адвентизм, свидетели иеговы, меннониты, методисты

ИСЛАМСКИЕ
шиизм
СЕКТЫ ИУДАИЗМА
караимская секта
БУДДИЗМ–ЛАМАИЗМ
йезидизм


    Возникновение христианских сект началось с момента возникновения христианства и осуждалось официальной церковью как ереси. Особенно широкий размах сектантство приобрело после обнародования еврейской библии – ее перевода на немецкий язык Мартином Лютером (1483-1546), который основал новое реформистское движение в христианской религии под названием “Протестантство” (или “Лютеранство”).
    В первой половине XVI в. реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, в скандинавских странах, в Прибалтике. Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии, Франции.
    Как и само христианство, все христианские секты создавались с единственной целью – обогащения основателей той или иной религиозной группировки. Все секты без исключения, как и само христианство (созданное евреями для достижения своих меркантильных целей), основаны на лжи, исповедуют ложь и заставляют людей закрывать глаза на правду. Поэтому просветительская работа среди населения, раскрывающая сущность христианства и христианского сектантства, – святая обязанность каждого образованного человека. Каждый нееврейский народ должен осознать одну бесспорную истину, которой руководствуемся мы, славяне, и которая гласит: если мы себе не поможем – никто нам не поможет!

ЛЮТЕРАНСТВО

    Наиболее крупным протестантским течением является лютеранство, основанное Мартином Лютером в средине ХVІ века в Германии. В настоящее время лютеранские церкви существуют во многих странах. В Европе они наиболее влиятельны в скандинавских странах – Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, а также в Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в Северной Америке, а в Южной – позиции лютеранских церквей слабы. Крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах Азии лютеран мало, чего не скажешь про Африку, где лютеранские церкви имеются в Эфиопия, Судан, Камерун, Либерия и др.
    Основными документами лютеранства являются „Аугсбургское вероисповедание” и „Апология”, написанные Лютером и другим видным проповедником протестантизма – Меланхтоном. Центральный постулатом лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношение церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляют вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй – мирская деятельность, гражданская мораль, государство и разум.
    После первой Мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является „диалектическая теология” (или „теология кризиса”), крупнейшими представителями которой являются К. Барт, Э. Брукнер, Р. Бультман. Начало этому движению было положено работой швейцарского теолога К.Барта „Послание к римлянам” (1921). Основная идея „диалектической теологии” сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума, философскими аргументами или научными данными. Она возникает из „внутренней непосредственной встречи” с богом, когда бог встречается „мне” в „моем существовании”. „Вера всегда есть дар божий”. Истинная религия – это религия откровения. Сторонники „диалектической теологии” апеллируют к евангелию как единственному источнику христианской веры.
    Расплывчатость и неопределенность протестантской идеологии с ее субъективным истолкованием и восприятием евангелия порождают широкое размежевание позиций внутри протестантизма, и в частности внутри лютеранско-евангелического направления, – от прогрессивных верующих, принимающих активное участие в борьбе за мир до самых реакционных апологетов атомной войны. Хотя руководство многих лютеранско-евангелических церквей проводит реакционную империалистическую линию, большинство рядовых верующих и многие представители духовенства не только не разделяют ее, но и активно выступают против фашизма и гонки ядерных вооружений.
    В послевоенные годы от лютеранской церкви отошли многие верующие. Стремясь удержать свое влияние, лютеранская церковь настойчиво подчеркивает сейчас свое лояльное отношение к действительности, отвечать духу времени. Главный упор в проповеднической деятельности делается сейчас на истолкование вопросов общественной жизни и особенно на морально-этические проблемы.

ЦВИНГЛИАНСТВО

    В это же время в Швейцарии возникают новые разновидности реформационного движения – цвинглианство и кальвинизм.
    Реформация в Швейцарии, вождями которой были Цвингли (ум. в 1531) и Кальвин (1509-1564), гораздо более последовательно, чем лютеранство, выразила буржуазную сущность реформационного движения. Цвинглианство, в частности, более решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической силы – благодати за последними двумя сохраненными лютеранством таинствами – крещением и причащением. Причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино являются лишь символами его тела и крови. В организации цвинглианской церкви, в отличие от лютеранской, был последовательно проведен республиканский принцип: каждая община самостоятельна и сама избирает своего священника.

КАЛЬВИНИЗМ

    Кальвинизм получил гораздо большее распространение, нежели цвинглианство, и стал идеологией самой смелой части тогдашней буржуазии. Жан Кальвин, отрекшийся от католицизма, с 1536 г. обосновался в Женеве, где возглавил реформационное движение. Основные идеи своего учения он изложил в своих трудах „Наставление в христианской вере” и „Церковные установления”, которые стали основополагающими в кальвинистской церкви.
    Это учение было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или умения отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Результат деятельности определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил. В теологическом же плане это учение было связано с одним из главных принципов Реформации – оправданием верой, а не „добрыми делами”.
    Кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную организацию в соответствии со своїй догматической основой. Почти все внешние атрибуты католического культа: иконы, облачения, свечи и т. п. – были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование библии, пение псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах заняли старшины (пресвитеры) и проповедники. Пресвитеры и проповедники составляли консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины. Догматические вопросы находились в ведение особых собраний проповедников – конгрегации, которые стали впоследствии местными и общенациональными съездами представителей общин.
    В настоящее время кальвинизм представлен так называемыми реформатскими (в ряде европейских стран) и пресвитерианскими (в Англии и США) церквами, общее число верующих в которых несколько превышает 40 млн. человек, а также конгрегационализмом, число приверженцев которого составляет примерно 5 млн. человек. Во Всемирный пресвитерианский союз входят 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. На территории Украины эти разновидности протестантизма никогда не имели сколько-нибудь широкого распространения. Небольшое число последователей реформатства имеется лишь в западных областях Украины и в Прибалтике.

АНГЛИКАНСТВО

    Реформация в Англии имела иной характер по сравнению с Германией или Швейцарией. Она началась не как народное движение, а по инициативе правящих верхов. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля Генриха VIII. В Англии были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской казны. Но при этом было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов. Со временем влияние протестантизма на англиканскую церковь усилилось и углубилось ее размежевание с католицизмом. В 1571 г. парламентом принял англиканский „символ веры”, в котором подтверждалось, что „король имеет верховную власть в церкви”, хотя „он не имеет права проповедовать слово божье и совершать таинства”. Англиканская церковь приняла протестантские догматы об „оправдании верой” и о „священном писании” как единственном источнике веры; отвергла учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. В то же время признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спасающей силе церкви. Были сохранены литургия и ряд характерных католических обрядов, в частности остался неприкосновенным епископат. Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии.
    Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т. д., всего в 16 странах. С 1867 г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, объединяются Англиканским союзом церквей. Так называемые Ламбетские конференции, созываемые раз в 10 лет, начиная с середины прошлого века выполняют функции консультативного органа. Всего в мире насчитывается около 30 млн. верующих-англикан.
    Главой церкви является английский король. Он назначает епископов через премьер-министра. Во главе духовенства двух графств – Кентерберийского и Йоркского – стоят архиепископы. Примасом является архиепископ Кентерберийский. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью. В Соединенных Штатах англиканство представлено Протестантской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов; в руководящий синодальный орган входят представители клира и прихожан. Епископальная церковь США ведет большую миссионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америке.

КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ

    Конгрегационализм (от латинского слова „соединение”) сложился еще во времена реформационного движения в Англии как течение, оппозиционное англиканской церкви. Отличительную его особенность составляет принцип независимости общин верующих от светских властей и полной их самостоятельности, автономности каждой общины – конгрегации. Призывая к возрождению ране-христианского строя религиозной жизни, конгрегационалисты первоначально полностью отвергали иерархию. Однако в XIX в. был образован Конгрегационалистский союз Англии и Уэльса. Наибольшее развитие конгрегационализм получил в Северной Америке.
    Конгрегационалисты ведут активную проповедническую и миссионерскую деятельность, принимают участие в экуменическом движении с программой, основным лозунгом которой является возрождение раннего христианства (т.е. „чистого, истинного” христианства). С 1891 г. функционирует Информационный конгрегационалистский собор в качестве всемирного центра конгрегационализма.

ПРЕСВИТЕРИАНСКАЯ   ЦЕРКОВЬ

    В Шотландии движение за реформу церкви проходило под знаменем кальвинизма. Возглавил это движение англиканский богослов Джон Нокс (1505-1572). Реформационное движение в Шотландии было связано с борьбой против династии Стюартов. В конце 60-х годов XVI в. Мария Стюарт, опиравшаяся на католическую знать и поддержку со стороны папства, потерпела поражение. В Шотландии утвердилась выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь. Она исходила из признания единовластия Христа в общине верующих и равноправия всех ее членов. В связи с этим, в отличие от англиканской церкви, было ликвидировано епископство и сохранено только пресвитерство в духе кальвинизма. Отсюда и название этой церкви.
    В Англии с конца XVI – начала XVII в. среди английской буржуазии получает распространение кальвинизм, приверженцев которого называли пуританами. Умеренные пуритане ограничивались требованием установления пресвитерианской церкви, тогда как радикальное крыло, индепенденты (независимые), полностью отвергли принцип государственной церкви; каждая религиозная община должна быть совершенно свободной в выборе вероисповедания.
    Активизация демократических элементов привела к возникновению религиозных сект конгрегационалистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев образование этих сект в религиозной форме отразило разочарование низов в результатах буржуазной революции.

__________________________________



СЕКТЫ   ПРОТЕСТАНТСКОЙ   ЦЕРКВИ

    Из протестантов в Западной Европе наиболее многочисленны лютеране. Лютеранство исповедует большая часть верующих латышей и эстонцев. Лютеранами являются многие верующие из числа проживающих в России немцев. В Закарпатской области Украины часть верующих венгров – реформисты, другая часть – католики. Помимо христианского православия и всех его ответвлений (старообрядчества и различных сект, вышедших из недр лже-православия) на бывшем пространстве советского содружества представлены и другие направления христианства: Армяно-григорианская церковь, Римская католическая церковь, различные формы протестантизма.

СТАРОКАТОЛИКИ

    Секта старокатоликов – сторонников отколовшихся от римско-католической церкви направлений – относится к протестантам. Старокатолическая секта сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора, провозгласившего в 1870 г. догмат о папской непогрешимости. Она включила в себя созданную ранее в Голландии так называемую Утрехтскую церковь. В настоящее время старокатолицизм представлен несколькими самостоятельными церквами. Основные его центры – Германии, Австрия, Швейцария, Нидерланды. Старокатолические церкви объединены в Международный старокатолический конгресс и входят во Всемирный совет церквей.
    Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. С одной стороны, старокатолики сохраняют целый ряд элементов католического культа, с другой, не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т. п. Во всем этом старокатолики особенно близки к англиканцам, с которыми они поддерживают постоянные контакты.

МЕННОНИТЫ

    Секта меннонитов принадлежит к числу разновидностей протестантизма, сложившихся еще во времена Реформации. Она возникла в Северной Германии вскоре после поражения Крестьянской войны 1524 – 1525 гг. Основателем ее был голландец Менно Симонс, призывавший к непротивлению, отвергавший активную борьбу против зла, существующего в мире. Источником вероучения меннонитов является написанный Менно Симонсом „Фундамент истинной христианской веры”. Догматика и обрядность меннонитов во многом заимствованы у анабаптистов.
    Как и анабаптисты, меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед „священным писанием”. Среди меннонитов распространены мессианские представления.
    В настоящее время секта меннонитов представлена во многих странах, преимущественно в Северной Америке и Европе. Хотя численность секты относительно невелика, она хорошо организована и действует весьма активно почти во всех странах мира. Как правило, меннонитские организации возглавляют в национальных масштабах центральные комитеты; они объединены во Всемирной конференции (США). Меннониты во многих странах располагают сетью школ и семинарий для подготовки кадров пропагандистов и миссионеров. Миссионерской деятельностью секта занимается давно и придает ей большое значение; меннонитские миссии можно встретить почти во всех странах мира.
    Меннониты издают массовыми тиражами религиозную литературу на многих языках, выпускают газету „Меннонитский вестник” и журнал „Меннонитская жизнь”.

БАПТИЗМ

    Баптизм по своему вероучению во многом смыкается с другими протестантскими направлениями. Разделяя общехристианские догматы о троице, божественном происхождении Христа и т.п., баптисты отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип „оправдания верой”. Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности. В их вероучении отчетливо выделяются элементы арминианства, признающего свободу воли человека.
    Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены у них молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви. Однако “демократизм” баптистов касается только церковной организации. В отношении социальных проблем баптисты в основном остаются на позициях защиты частнособственнической идеологии.
    Возникший в начале XVII в. как мелкобуржуазное по своему социальному содержанию течение, с XIX в. влияние баптизма начинает расти вместе с ростом капитализма. В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США, где существует свыше 20 самостоятельных группировок. Кроме США баптизм представлен в Великобритании, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР, Австралии и других странах мира.
    В 1905 г. в результате усилий, направленных на объединение различных течений баптизма, был создан Всемирный баптистский союз. Баптисты издают десятки газет и журналов, располагают 25 университетами и высшими школами. Международный центр, руководящий деятельностью баптистских общин, находится в Вашингтоне (США).
    Среди баптистов можно встретить людей различной политической ориентации, но официальные руководящие органы баптизма в капиталистических странах проводят политику, направленную на поддержку буржуазного строя, неоколониализма. Состоявшийся в 1955 г. юбилейный конгресс баптистов принял довольно расплывчатую резолюцию, в которой говорится о необходимости сохранения мира.
    С баптизмом тесно связаны такие религиозные течения и организации, как „братья во Христе”, „молодые христиане” и другие.

КВАКЕРЫ

    В 40-х годах XVII в., после того как Г. Фокс основал в Англии Общество друзей „внутреннего света”, к нему примкнули многие баптистские группы и видные религиозные деятели. Членов этого общества стали называть квакерами (трясущимися). Поскольку секта смело отстаивала принцип равенства всех людей, выступала против воинской повинности и т. д., она подвергалась преследованиям, которые прекратились лишь в XVIII в. Уже в 60-х годах квакеры появились в Северной Америке.
    Основу вероучения квакеров составляет представление о том, что бог заключен в сердцах людей; истину следует искать во „внутреннем свете”, озаряющем человека и свидетельствующем о присутствии в нем божественного начала. „Внутренний свет” может зажечься в каждом человеке, независимо от его расы или социального положения. Озарение „внутренним светом” – означает одновременно победу над грехом, над силами мрака. Чтобы обрести „внутренний свет”, нужно идти „правильным путем”, нужна прежде всего безмолвная молитва. Соответственно этому квакеры полностью отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, у них нет строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств, не крестятся и не причащаются. На молитвенном собрании проповедует тот из участников, который почувствует, что его озарил „внутренний свет”.
    Вероучение квакеров требует выполнения ряда этических и социальных требований, в частности – безусловной правдивости и честности во всем, непритязательность, простота, отказ от роскоши и развлечений. Квакеры высоко ставят личную независимость, не признают титулов, обращаются ко всем на „ты” и т. д. Социальные взгляды квакеров буржуазны и в общем реакционные. В соответствии с этим они широко практикуют благотворительность. В прошлом они выступали против рабства и работорговли, внося петиции в парламент. В настоящее время большинство квакерских организаций активно участвует в борьбе за мир и в борьбе против расизма в США.
    Основные принципы и формы организации, сложившиеся в XVII в., сохранились до настоящего времени почти неизменными. Помимо собраний общины, которые проводятся регулярно для обсуждения самых различных сторон жизни ее членов, проводятся также ежеквартальные собрания нескольких общин определенной области и один раз в год – собрание конгрегации в масштабах страны. Проводятся и всемирные конференции квакеров. br>

МЕТОДИЗМ

    Одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма – методизм, сложившийся в первой половине XVIII в. на почве англиканства и связанный с ним по происхождению. Кроме традиционных центров в Англии и США методистские церкви существуют в настоящее время также в Австралии, Новой Зеландии, на Фиджи, в ЮАР, Гане, Корее, Бразилии, Германии, Швейцарии, скандинавских странах, Австрии, Франции, Италии, Венгрии, Болгарии, Югославии и в ряде других стран. Самой крупной является методистская церковь США, одна из крупнейших религиозных организаций в стране.
    По вероучению и культу методизм очень близок англиканству. Для этого течения характерно признание арминианской доктрины. Культ методистов предельно упрощен. Из обрядов сохраняются крещение и причащение. Рассматривая причащение как таинство, методисты отрицают присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Полностью отвергается католическое учение о чистилище, отрицается необходимость исповеди. Отличительной чертой методистских организаций является строгий централизм. Методистская община делится на „классы” – группы по 12 человек. Общины объединяются в округа, возглавляемые суперинтендантами (в некоторых методистских церквах США – епископами). Ежегодно проводятся окружные конференции, являющиеся высшим органом для верующих данного округа. Во Всемирный методистский совет входит большинство методистских организаций многих стран; крупнейшей из них является Американская епископальная методистская церковь.

МОРМОНЫ

    В 1830 году была организована секта мормонов, которые именуют себя как „святые судного дня”. Основателем ее был Джозеф Смит, объявивший себя пророком. Он издал в 1830 году „Книгу Мормона”, которая стала „библией” для его последователей.
    По мормонскому преданию, в 1823 году Джозефу Смиту было видение, – явился ангел со странным именем Мороний (кстати, в переводе с английского moron означает „слабоумный, дебил”). Короче, Мороний приказал Смиту найти некие „медные листы” с письменами на „новоегипетском языке”. Там якобы указывались „новые” факты из Ветхого и Нового заветов. А также доселе неизвестная роль Америки в библейской истории.
    Естественно, кроме Смита никто этих „медных листов” никогда не видел. И не удивительно. Есть предположения, что „Книга Мормона” является творческим переосмыслением фантастического романа «Найденная рукопись», который в 1812 году написал проповедник одной из протестантских сект Саломон Сполдинг. Это была выдуманная история так называемых пропавших израильских колен, после исхода из Египта оказавшихся в Америке, и положивших начало краснокожим индейцам. Как утверждал в своих проповедях Дж. Смит, он (благодаря „божественному откровению”) сумел найти медную доску, исписанную таинственными древними письменами – якобы откровением и завещанием последнего израильского пророка Мормона, который будто бы с остатками израильтян за несколько столетий до нашей эры переселился в Америку. Несмотря на абсурдность этой выдумки, разглагольствования Дж. Смита имели успех, и он снискал некоторую популярность. Он якобы перевел найденный документ на английский язык и издал как „Книгу Мормона”. Таким образом вероучение мормонов базируется на „Книге Мормона” и тех откровениях, которые, мол, непосредственно получает пророк от иудейского бога. Это вероучение включает в себя элементы ислама наряду с элементами христианства.
    В 1843 году на основании очередного так званого „откровения” Дж. Смит провозгласил многоженство и необходимость создания теократической организации. Одним из важных моментов в призывах проповедников нового учения была мысль о необходимости труда, который должен дать человеку благосостояние в земной жизни. Как правило, общины мормонов добивались экономического преуспеяния. Численность мормонов росла довольно заметно также благодаря деятельности миссионеров, разосланных во многие страны мира.
    Одну из отличительных особенностей религиозных взглядов мормонов составляет ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего, а также вера в существование кроме единого бога еще и низших богов, духов. Для того чтобы получить возможность стать одним из них, человеческая душа должна высвободиться из оков плоти.
    У мормонов существует своеобразная иерархия, включающая высших священников („генеральные авторитеты”), подчиненную им „коллегию 12 апостолов”, патриархов, епископов, священников, учителей и диаконов.
    Секта мормонов в свою очередь также подразделяется на секты:
    Церковь Исуса Христа (странгиты). Данная секта утверждает, что ее основатель Джеймс Странг был избран Дж. Смитом в качестве преемника. Странг утверждал, что священством его наделили ангелы; вскоре после смерти пророка им была основана церковь близ Берлингтона (шт. Висконсин).
    Реорганизованная Церковь Исуса Христа Святых наших дней. Это объединение было создано в 1860 году Джозефом Смитом-младшим, сыном пророка. Его центр расположен в Индепенденсе (шт. Миссури);
    Церковь Христа (Храм места). Эта секта сохраняет преемственность с группой мормонов в Блумингтоне (шт. Иллинойс), которая перебралась в Индепенденс (шт. Миссури) и купила там участок земли для Храма, в стенах которого Христос должен утвердить Новый Иерусалим. Церковь приобрела участок на юридических основаниях, но верующие, принадлежащие к группе Храма места, убеждены, что ответственность за строительство возложена именно на них.
    Мормоны, имея схожесть в религиозной терминологии с христианами – „Второе пришествие”, „Страшный суд”, „Исус Христос” – сбивают с толку многих неискушенных граждан. Они бросаются в омут мормонского вероучения, надеясь найти там спасение и билет в рай. Не подозревая, что „святые последних дней” во многих странах считаются деструктивной сектой. Даже в США – на родине мормонов – они нередко становятся „клиентами” правоохранительных органов по обвинениям в многоженстве и совращении малолетних.
    Исследователи мормонского движения небезосновательно предполагают, что, начиная с 1842 года, основатель мормонизма – Джозеф Смит был членом масонской ложи. В США масонское „братство” имеет сильные позиции. Не секрет, что масонами являлись почти все президенты США и большая часть сенаторов.
    Храмовая символика и храмовые обряды мормонов во многом повторяют масонскую символику и обряды. И уж точно не вызывает сомнений тот факт, что, разрабатывая храмовый ритуал, Смит „одолжил” у франкмасонов идею „спецодежды”. Это особая одежда приобрела форму нижнего белья в виде комбинезона (наподобие кальсоно-рубашки). Сегодня оно больше распространено в виде майки с короткими рукавами и пришитых к ней трусов до колен.

Мрачные перспективы Украины

    В планах мормонов Украине уготована высокая миссия. Они планируют построить в Киеве крупнейший мормонский храм – третий в мире (после США и Швеции). По некоторым сведениям, им уже выделено несколько гектаров земли под строительство „духовно-просветительского центра Церкви Исуса Христа святых последних дней”.
    Украина рассматривается мормонами как коридор для экспансии в страны Ближнего Востока. Через Украину мормоны уже вышли на Турцию и Болгарию, особенно юго-восточную ее часть, где много мусульман. Экспансия нацелена на Ливан, Пакистан, Иран. Бывший президент Черкасской общины мормонов Александр Тарасюк утверждает, что турецкие и болгарские общины уже платят Киевской миссии деньги валютой. И вот, что интересно: если со стороны турецких мусульман будет проявляться недовольство по этому поводу, то отвечать придется Украине, а не Штатам. Потому что турецкие общины действуют как общины „Церкви Исуса Христа святых последних дней в Украине”. Поэтому мормонам очень нужен храм в Киеве в качестве точки опоры.
    Дело еще в том, что, по мормонским канонам, их храмы имеют экстерриториальный статус. То есть в храм не могут войти даже те, которые являются членами церкви меньше года и еще не доказали своего достоинства. Существует даже специальный храмовый пропуск. Пока что для Украины ближайший храм мормонов находится в Германии, а для России – в Стокгольме и Сеуле. В киевский храм не смогут войти даже первые государственные лица Украины. Подобный визит явился бы нарушением канонов мормонизма. В Стокгольме, к примеру, возле храма даже есть памятная стела на месте, где стоял не допущенный в храм шведский король! По всей видимости, тогдашнему президенту Украины Л. Кучме такая перспектива не понравилась. Храм так и не был построен, хотя мормоны предлагали и продолжают предлагать „гуманитарную помощь” на хорошую сумму.

МАСОНЫ

    Масонство (франкмасонство, фр. Franc-maconnerie, англ. Freemasonry) – нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации с ритуалами и символикой, частично заимствованной из христианства. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-macon (старо-французское masson, англ. freemason), буквальный перевод этого названия – вольный каменщик.
    Масонство существует в форме местных лож – обычно небольших групп (до 50 человек), объединённых территориально. Местные ложи учреждаются Великой Ложей, которая служит для неё материнской. Как правило, в одной стране существует только одна „Великая Ложа”. Однако в США „Великая Ложа” имеется в каждом штате. Во главе Великой Ложи находится Великий Мастер, выбираемый из числа братьев (масонов). Масонство называют орденом, если говорят о нем, как об организованном сообществе людей, или братством, подразумевая или подчеркивая братский характер отношений между членами лож (масонами).
    Первые масонские ложи были основаны в XVII веке в Англии, организационно масонство оформилось с возникновением первой Великой Ложи в 1717 году в Лондоне, ставшей впоследствии Объединенной Великой Ложей Англии – ОВЛА (англ.: UGLE – United Grand Lodge of England), и которая считается материнской для всего масонства. Существуют версии о значительно более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров и гильдий каменщиков XIII века.
    Важно отметить, что существует общественное мнение о существовании так называемого масонского заговора. Масонский заговор – разновидность теории заговора, согласно которой существует связь между тайным обществом масонов и их влиянием на многие значительные исторические события, будь то государственные перевороты, революции, убийства знаменитых и влиятельных людей и т. д. Вера в масонский заговор основывается на достоверной информации о том, что в истории многие руководители государств, влиятельные и известные люди были членами масонських лож или им приписывалось участие в какой-нибудь из масонских лож. Считается, что через них масоны оказывали своё влияние на развитие государств и ход исторических событий. Однако достоверность теории всеобщего масонского заговора продолжает оставаться спорной, так как не имеет документальных подтверждений. Тем не менее существует стойкое убеждение мировой общественности, что масонство было создано с конкретной целью – физического уничтожения противников идеи иудейского всемирного господства, а также запугивания и устранения активистов-иноверцев и атеистов, изобличающих библейскую шовинистическую идеологию Ветхого завета.
    Одним из доводов сторонников масонского заговора является изображение слева на обратной стороне купюры в 1 доллар США масонской 13-ступенчатой пирамиды, указывающей на франкмасонов, как каменщиков-строителей нового Храма Соломона, увенчанного т. н. „Всевидящим оком Великого Архитектора Вселенной” и две фразы на латинском языке – Annuit coeptis (Да благословит (Бог) наши начинания) и Novus ordo seclorum (порядок нового века) взятые из произведений Вергилия.
    (рис. Пирамида и глаз — масонские символы на купюре 1 доллар США)
    Усечённая пирамида из 13 кирпичных рядов, где каждый кирпичный ряд обозначает 12 колен-родов израельских, символизирует библейскую неполноту без всевластной „вершины”. А символ властительной „вершины” – треугольное око „Великого Архитектора Вселенной” – увенчан латинской надписью из тринадцати букв: „Annuit Coeptis”, которая недвусмысленно подчёркивает, что „избранному” классу (точніше 13-му колену-роду израельскому) предопределено править миром. Об этом свидетельствует и надпись внизу „Великая печать” (англ. „The Great Seal”), символизирующая принадлежность богатств и товаров, а также подчинение услуг и энергии труда владельцам „Печати”. Описанное значение пирамиды подтверждает и латинская надпись: „Novus Ordo Seclorum” („Новый порядок на века”). Кроме того, если представить пирамиду в виде треугольника и дорисовать ещё один, так чтобы получилась звезда Давида, то вершины новообразованной шестиконечной звезды будут указывать на буквы: "A", "S", "N", "O", "M", из которых составляется слово MASON.
    По мнению сторонников масонського заговора: „Главной целью масонства является установление Нового Мирового Порядка с единой мировой валютой и стиранием различий между народами”. Существуют и методы достижения этой цели. Сторонники теории масонского заговора утверждают, что влияние масонов проводится через филантропические, миротворческие, правозащитные и иные организации. Наиболее популярным примером является Фонд „Культурная инициатива” Джорджа Сороса, которого сторонники заговора относят к франкмасонам. На Сороса и его Фонд возлагается ответственность за подрыв российской экономики („ваучерная приватизация”, обвальное падение рубля 11 октября 1994 года („чёрный вторник”), вызвавшее коллапс российской финансовой системы и разорение многих предприятий, финансовая афера с пирамидой ГКО, приведшая к новому экономическому кризису в России в 1998 году, обману иностранных инвесторов и большому внешнему долгу и т. д.).
    Немало сторонников и так называемого жидомасонского заговора. Жидомасонский заговор – это теория заговора, в которой тайная коалиция иудаизма и масонства стремится установить всемирное господство и уничтожить все остальные уклады жизни на земле, в частности и традиционный христианский уклад. Идея такого заговора была популярна во Франции времён Третьей республики, дореволюционной России и в российской эмиграции, в гитлеровской Германии, а также в Испании при Франко. Есть у неё немало приверженцев и в наше время, хотя в Европе и Штатах после Второй мировой войны она в целом ушла из публичной политики и печати.

Масоны на Украине

    Необходимо отметить, что третье тысячелетие характеризуется активизацией масонской деятельности, в частности на Украине. Масонство утвердилось на Украине благодаря посредничеству евреев, которые после 2000 года проникли во все органы государственной власти, в том числе и в ближайшее окружение президента.
    Показательно, что второй термин президентства Л.Кучмы ознаменован появлением масонских символов на денежных купюрах Украины – масонская лилия на монетах, отчеканенных после 2000 года. Бесспорно это произошло не без согласия президента Украины, как и последующие тиражирования и разработка новых денежных знаков. Следовательно, первые лица украинского государства в сговоре с масонами, если не предположить большее. Таким образом теория жидомасонского заговора явно просматривается в политической жизни Украины, в частности – в верхних эшелонах государственной власти.

АДВЕНТИЗМ

    В 30-х годах XIX в. в США возникла секта адвентистов (от лат. „адвентус” – приход, пришествие). Основателем секты был В. Миллер (ум. в 1849), предсказывавший второе пришествие Исуса Христа на землю в 1844 году. Вера в близкое пришествие Христа, который должен будет установить тысячелетнее царство и совершить последний суд над грешниками, – является основой вероучения секты. Адвентисты отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в судный день и либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Конечно, вечное блаженство будет даровано лишь тем избранным, которые обрели истинную веру, т. е. адвентистам.
    Адвентисты отрицают многое из христианского культа. Они сохраняют обряды причащения и крещения (совершается над взрослыми). Обязательной для членов секты является уплата десятины, т. е. десятой части заработка, в кассу общины, а точнее ее пастырю, который распоряжается собранными деньгами по своему усмотрению. Характерны для этой секты активная миссионерская деятельность, а также „санитарная реформа”, требующая заботиться о своем здоровье, ибо тело, по адвентистским представлениям, – „сосуд божий”.
    Адвентисты делятся на несколько группировок, среди которых наиболее влиятельной является секта адвентистов седьмого дня. Она руководствуется „откровениями” штатной проповедницы Елены Уайт (1827-1915) о седьмом дне недели – субботе как дне отдыха, о падении всех церквей, кроме адвентистской, о поручении адвентистам проповедовать заповеди бога и др. Согласно положению о внутреннем устройстве церкви, каждая группа общин адвентистов седьмого дня образует соединения, которые объединяются в союзы. Из союзов образуются 12 „дивизионов”, каждый из которых, как правило, представляет объединение верующих нескольких государств. „Дивизионы” распределяются по трем отделениям: европейскому, американскому и азиатскому. Во главе всех адвентистов седьмого дня стоит Генеральная конференция; избираемый ею исполнительный комитет находится в Вашингтоне (США).
    Ведя энергичную миссионерскую работу, адвентисты располагают десятками издательств, выпускают газеты и журналы, содержат школы, больницы и т. д. Наряду с адвентистами седьмого дня существуют и другие течения: адвентисты-реформисты, адвентисты-христиане, адвентисты грядущего века, Общество второго пришествия и др.

СВИДЕТЕЛИ   ИЕГОВЫ

    Эта секта возникла во второй половине прошлого века в США – колыбели большинства сект всего мира. Ее основатель Ч. Руссель истерически предвещал непосредственную близость прихода Христа и гибель всех, за исключением иеговистов, в последней войне между Христом и Сатаной, которую хитро-мудрые идеологи почему-то называют Армагеддон (вероятно на основании “Откровения Иоана”, хотя там говориться совсем о другом).
    Для свидетелей Иеговы характерны отрицание веры в загробную жизнь, в божественную сущность Христа. Сам Христос, по их представлениям, „прославленное духовное существо”, выполняющее волю бога Иеговы. Руководство секты строго централизовано. Ее центр находится в Бруклине (США). Главное бюро из Бруклина руководит разветвленной сетью местных групп через окружные бюро. Секта располагает хорошо организованным пропагандистским аппаратом. Два раза в месяц издается журнал „Сторожевая башня”, выходящий тиражом в несколько миллионов экземпляров и распространяемый в десятках стран на многих языках. Секта имеет в Бруклине типографию, издательство, радиостанцию, центры по подготовке кадров.

АРМИЯ   СПАСЕНИЯ

    В 1865 году методистский проповедник У.Бутс положил начало движения в Лондоне за нравственное возрождение общества. В 1870 г. это движение получило название „Христианская миссия”, а с 1878 г., когда оно приняло специфические организационные формы, было названо Армией спасения. Стоявший во главе его суперинтендант У.Бутс стал генералом, члены его организации – офицерами и солдатами Армии спасения, одетыми в униформу. В течение нескольких лет движение получило широкое распространение во многих странах мира. В 1959 году Армия спасения действовала в 86 странах, объединяя в своих рядах около 2 млн. человек. Согласно организационной структуре, во главе Армии спасения стоит генерал, избираемый Высшим советом. В масштабах той или иной страны „армия” состоит из „дивизий”, „корпусов” и „форпостов”.
    Армия спасения готовит „офицерские” кадры в специальных „кадетских школах”. Ее еженедельный орган выходит тиражом 2 млн. экземпляров. Главной цитаделью Армии спасения в настоящее время являются США.
    Возникнув на почве методизма, Армия спасения разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причастие не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства.
    Армия спасения была создана У. Бутсом как религиозно-филантропическая организация. Ее основатель утверждал, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. В соответствии с этим были созданы общественные столовые с бесплатным питанием, бригады помощи алкоголикам, заключенным, организована кампания против проституции и т. д. В проповедях и выступлениях в печати У. Бутс обличал наиболее кричащие социальные пороки в жизни Англии конца XIX в. Однако единственное средство противодействия социальному злу, нужде, страданиям масс У. Бутс видел в филантропической деятельности. Объективно Армия спасения в капиталистическом обществе играет реакционную роль, поскольку сеет иллюзии относительно возможности на почве этого социального строя добиться всеобщей справедливости.

„ХРИСТИАНСКАЯ   НАУКА

    В 1866 году некая Мери Бекер основала церковь „христианской науки”. Ее приверженцев называют также сциентистами. Мери Бекер удалось якобы открыть „Христов метод исцеления”, который основывается на утверждении, что, кроме духа, в мире нет ничего. Все же остальное лишь видимость. Поэтому путь к исцелению от недугов, к избавлению от греха и смерти заключается только в том, чтобы выбросить из головы мысли об этих недугах, о грехе, о смерти. Все зло, все беды, утверждают последователи секты, – порождение человеческого воображения.
    В настоящее время существует примерно 1600 сциентистских церковных общин. На их богослужениях читаются выдержки из еврейской библии и „Книги текстов” (главное произведение Мери Бекер). Руководство общинами осуществляется „Материнской церковью” в Бостоне (США), во главе которой стоит правление и президент. Секта издает свою ежедневную газету.

„ХРИСТИАНСКОЕ   СОДРУЖЕСТВО”

    Эта секта основана Рудольфом Штайнером (умер в 1925) и Фридрихом Риттельмейером (ум. в 1938), и распространена в Европе и Америке. Руководящий центр находится в Штутгарте (Германии).

ПЯТИДЕСЯТНИКИ

    Эта протестантская секта возникла в США в начале нынешнего столетия и в течение сравнительно небольшого промежутка времени распространилась во многих странах мира. Как и другие протестантские течения, пятидесятники отрицают необходимость существования церкви как посредницы между богом и людьми. Однако они сохраняют определенную организацию, поддерживают дисциплину в секте, делают все возможное, чтобы полностью подчинить верующих влиянию руководителей секты. Особенностью пятидесятников является вера в возможность воплощения святого духа в любого верующего. При этом члены секты полагают, что человек, в которого вселился дух святой, приобретает дар пророчества, начинает говорить на „иных языках”, подобно апостолам Христа, как рассказывается в новозаветной книге Деяния апостолов. Обряд крещения духом, в результате которого люди якобы получают дар говорить на иных языках, нередко приводит к нарушению психики верующих, ибо они на молениях доводят себя до исступления.
    Подобно другим протестантам, пятидесятники не почитают икон, креста, отрицают церковную обрядность. Крещение они совершают над взрослыми людьми „по убеждению”. Большую роль отводят в секте проповедникам, которые пользуются влиянием и авторитетом среди верующих.
    Секта пятидесятников неоднородна. Она имеет несколько течений, которые существуют как самостоятельные: воронаевцы, смородинцы, трясуны, сионисты и т. п. За рубежом немало приверженцев имеют Ассамблеи бога, Церкви бога и др.

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ

    К пятидесятникам примыкают перфекционисты. Как и пятидесятники, перфекционисты считают возможным достигнуть и поддерживать состояние личной святости, верят во второе пришествие Христа. Но в отличие от пятидесятников они не признают говорения на иных языках. В целом перфекционистов можно назвать умеренными пятидесятниками, к тому же иногда перфекционистов и пятидесятников объединяют под названием „церкви святости”. Крупнейшая организация перфекционистов – Назарянская церковь. Подавляющее большинство перфекционистов сосредоточено в США.

ВАЛЬДЕНСЫ

    Несколько в стороне от трех основных течений протестантизма стоит секта вальденсов, появившаяся еще задолго до Реформации – в XII веке. Она возникла на юге Франции среди городских низов и носила откровенный антифеодальный и анти-папский характер. Как и протестанты, вальденсы требовали возвращения к принципам раннего христианства. Они установили принцип выборности духовенства, отказались от крещения детей, выступали против частной собственности. Несмотря на неоднократные погромы вальденсов, которые совершали как светские, так и церковные власти, их секта в отличие от большинства других ранних (дореформационных) протестантских сект выжила и существует в Италии, Уругвае, Аргентине.

МОРАВСКИЕ   БРАТЬЯ

    В начале XV века появилась секта моравских (богемских) братьев. Она возникла среди городской и сельской бедноты средневековой Чехии. Важнейшие положения секты восходили к раннехристианским принципам. Будучи на первых порах антифеодальной, секта постепенно принимала более умеренный характер. Это не освободило ее от гонений. Спасаясь от преследований, некоторые приверженцы секты бежали в Германию, где обосновались в местечке Гернгут. Здесь в 1727 г. они создали религиозное общество „гернгутеров”. Под воздействием предоставившего им приют немецкого аристократа Н. Цинцендорфа моравские братья признали аугсбургское исповедание.
    Основное содержание христианства моравские братья видят в вере в искупительную жертву Христа. Большое значение придается обрядовой стороне религиозной жизни – литургии, гимнам и молитвам, омовению ног и т. д. У моравских братьев сохраняется церковная иерархия, местные церковные организации возглавляются епископами. В общинах поддерживается строгая дисциплина, жизнь рядовых членов секты находится под контролем особых надзирателей.
    Активная миссионерская деятельность способствовала распространению секты по земному шару. В настоящее время ее общины имеются в США, Никарагуа, на Антильских островах, в Суринаме, ЮАР, Танзании, Германии, Чехии и некоторых других странах. Организации моравских братьев находятся в тесном союзе с лютеранами.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Особенности идеологии современного протестантизма имеют свою давнюю традицию, поскольку эта идеология формировалась в процессе приспособления христианства к буржуазным общественным отношениям, шедшим на смену феодальному строю. Естественно, что содержание протестантской идеологии соответствовало капиталистическим отношениям и выступало как их идеологическое оправдание. Это отчетливо обнаруживалось в тесных связях, установившихся между протестантскими церквами и буржуазными государствами.
    В конце XIX и начале XX в. наиболее влиятельной в протестантизме была так называемая „либеральная теология” (Гарнак, Трёльч). Возможность согласовать христианство с разумом и научным знанием усматривалось в том, чтобы отказаться от буквального понимания библейских мифов и чудес. Сторонники „либеральной теологии” допускали весьма вольное аллегорическое толкование еврейской библии, рассматривая христианство как нравственную в сущности доктрину. Христианство в интерпретации „либеральных теологов” приобрело характер философского учения, нежели „религии откровения”.
    С протестантским теологическим модернизмом было связано течение так называемого социального христианства, или „социального евангелизма”, выдвинувшего на первый план идею царства божьего на земле. Стремясь повести за собой рабочее движение, идеологи протестантизма выдвинули лозунг „религиозного социализма”, за которым крылась типично буржуазная программа: частная собственность провозглашается незыблемой и на ее основе предлагается „христианское примирение классов”. По существу, реформированный капитализм предлагается в качестве царства божьего на земле.

_________________________________________



СЕКТЫ   ЛЖЕ-ПРАВОСЛАВНОЙ   ЦЕРКВИ

    В настоящее время стараниями христианской церкви почти повсеместно изжито понимание различия между христианизированным православием и истинным (дохристианским) православием. Христианизированное православие или лже-православие распространено среди большей части верующих так называемого бывшего советского содружества. Лже-православными являются подавляющее большинство верующих россиян, украинцев, белорусов, грузин (в Грузии существует автокефальная Грузинская христианско-православная церковь во главе с патриархом), молдаван, значительная часть представителей малых народов Севера и т.д. Следует отметить, что у многих народов бывшего советского содружества среди верующих существует своеобразное двоеверие, когда с христианством переплетаются различные формы более ранних верований, в частности дохристианское Православие или Вера Предков.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

    К православию примыкает старообрядчество, которое образует религиозные группировки, не принявшие реформ, проведенных во второй половине XVII в. тогдашним главой Российской православной церкви патриархом Никоном. Проведенные Никоном реформы заключались в исправлении многочисленных неточностей, допущенных ранее при переводе религиозных книг с греческого языка. Исправления эти, как правило, не имели существенного значения; например, написание „Иисус” вместо прежнего „Иисус”. Незначительны были и изменения обрядности: сокращалась продолжительность церковных служб, вводилось почитание 6-конечного креста (до этого почитали только 8-конечный), креститься стали тремя, а не двумя перстами и т. д. Однако не эти расхождения сами по себе явились причиной раскола.
    Возникновение раскола в православной церкви связано со сложной политической борьбой, которая шла в то время в Российском государстве. В эту борьбу с государственной властью были втянуты самые различные социальные слои российского общества, начиная от родовитых бояр и богатых купцов, недовольных новыми мероприятиями и экономической политикой царя, и кончая крестьянами и городской беднотой, протестовавшими против усиливавшейся эксплуатации.
    В отличие от западноевропейских сект, добивавшихся обновления религии, российские раскольники, наоборот, требовали оставить в неприкосновенности прежние формы культа. Однако из этого не следует делать вывод, что старообрядчество с самого момента своего возникновения носило лишь консервативный, ретроградный характер. В расколе можно было разглядеть и демократические элементы, призыв к борьбе с жестоким царским режимом. Естественно, что такой противоречивый характер раскола, социальная неоднородность сил, поддержавших раскол, обусловили наличие большого числа группировок, на которые разделилось старообрядчество. Все они могут быть сведены в два основные течения: поповщина (вместе с беглопоповщиной) и беспоповщина.

ПОПОВЦЫ

    Ближе всего к православной церкви стоит поповщина. Среди поповцев выделяют единоверцев и последователей Белокриницкой иерархии.
    Единоверие возникло в результате компромисса между умеренно настроенных старообрядцев и православной церковью. Единоверцы сохранили старую обрядность, однако подчинились руководству православной церкви. Нередко перевод в единоверие в условиях царской России носил принудительный характер. В настоящее время единоверцев очень мало.
    Белокриницкая иерархия (название происходит от города Белая Криница в Буковине), в отличие от единоверцев, не связана с православной церковью организационно, хотя догматика и культ этой группы близки к православию. Особенно приблизились к православию так называемые ,,окружники”, которые в начале 60-х годов XIX в. в специальном „Окружном послании” отказались от ряда положений, наиболее осуждаемых православной церковью. Небольшая часть приверженцев иерархии, не согласившаяся с посланием, составила группу ,,раздорников”, или „противоокружников”. В настоящее время во главе Белокриницкой иерархии стоит архиепископ Московский и всея России. Наиболее значительные по численности группы „окружников” имеются в Москве и европейской части России, а также на Северном Урале и в Западной Сибири, и в некоторых областях Украины (особенно на Чсрниговщине) и в Молдавии.
    Беглопоповшина получила свое название в связи с тем, что приверженцы этого течения принимали священников, переходивших к ним из православия. Беглопоповщина явилась наиболее ранней формой раскола. В настоящее время численность ее последователей невелика. Древлеправославная церковь, как официально называется бывшее беглопоповское течение, возглавляется архиепископом с резиденцией в городе Новозыбкове. Руководство церкви по-прежнему придерживается тактики борьбы со всем новым, прогрессивным. Приверженцы этой церкви живут в Забайкалье, Среднем Поволжье, Брянской области и в некоторых других местах.

БЕСПОПОВЦЫ

    Беспоповщина в свое время была наиболее радикальным течением в старообрядчестве. Вместе с тем это была и наиболее фанатичная группировка, непримиримая ко всем инакомыслящим. По своему вероучению беспоповцы дальше других старообрядцев отошли от православия. Они отказались от священников, заменив их уставщиками и начетчиками. Был ликвидирован рад таинств – крещение, покаяние и причащение (большинство беспоповских течений оставило три таинства, но некоторые толки отказались вообще от всех таинств). Для этого течения старообрядцев характерны эсхатологические представления (то есть скорый конец света и всего человечества). Беспоповцы делятся на большое число групп, которые объединяются в несколько толков: поморский, Федосеевский, филипповский, бегунский (страннический), спасовский (нетовщина).
    Довольно умеренные позиции занимают поморцы, или даниловцы. Это наиболее ранний толк беспоповщины, возникший еще в конце XVII в. Спор о допустимости или недопустимости брака вызвал дробление поморцев на несколько согласий. Сторонники поморского толка имеются в настоящее время в Западной Сибири, на Урале, в Кировской области, Среднем Поволжье, на Дону, в Белоруссии, Литве и некоторых других местностях.
    Стремление поморцев прийти к компромиссу с государственной властью привело к тому, что от них вскоре отделилась более радикальная группа – федосеевцы. На первых порах представители этого толка решительно выступали против царизма и официальной церкви, однако впоследствии требования федосеевцсв стали носить более умеренный характер. Постепенно изменились и устои внутри самой общины. Если вначале федосеевцы требовали от своих членов аскетической жизни и безбрачия, то затем отдельные группы отказались от строгого аскетизма и безбрачия. В наше время фсдосеевцев можно встретить в Белоруссии, Прибалтике, Псковской, Новгородской и других областях России.

СПАСОВЦЫ

    В конце XVII в. в глухих Керженских лесах появился еще один толк в беспоповщине – спасовцы. Название „спасовщина” происходит от того, что последователи нового толка, отказались от священства и таинств, возлагая все свои надежды на спасение от Христа (Спаса). Социальный состав последователей толка был довольно разнороден, что привело к выделению в его составе значительного числа согласий (по количеству их спасовский толк намного превосходит любое другое течение в старообрядчестве). Последователей этих согласий можно встретить в Верхнем и Среднем Поволжье, Владимирской области и некоторых других районах.
    В начале XVIII в. от поморцев, все более шедших на сближение с царизмом, откололась другая радикальная группировка – филипповцы. В первые десятилетия своего существования сторонники филипповского толка решительно боролись с государственной властью, проявляя в этой борьбе крайний фанатизм, а иногда даже подвергали себя самосожжению. Со временем в толке усилились умеренные тенденции. Он распался на ряд согласий, причем одной из основных разногласий был вопрос о браке. Немногочисленные последователи филипповского толка живут сейчас в северных областях европейской части России и в некоторых других районах.
    Образовавшееся во второй половине XVIII в. течение бегунов, или странников, культивировало в своих рядах крайний фанатизм, требуя от своих членов полного разрыва всяких связей с обществом и нетерпимого отношения ко всем инакомыслящим. Широкое распространение получили в толке эсхатологические взгляды (убежденность в скором конце света и конечной судьбе человечества). Вначале последователи толка укрывались в безлюдных местах, но вскоре часть бегунов (так называемые благодетели, или жиловые) стали выполнять обет странничества лишь символически. Бегуны разделились на ряд согласий. Последователей некоторых из них до сих пор можно встретить в Ярославской и Саратовской областях, на Северном Урале, в Западном Казахстане, Белоруссии. Характерно, что странники, в отличие от других групп старообрядцев, пытаются как-то интерпретировать последние достижения науки в свете религиозного мировоззрения.
    Заканчивая обзор разных течений и толков старообрядчества, заметим, что ряды его сторонников уменьшаются в последние десятилетия довольно быстрыми темпами. Причина заключается в том, что усилилось воздействие действительности на верующих. Откровенный консерватизм старообрядческой веры делает ее мало-популярной даже среди верующих. Пополнение общин идет в основном за счет семей верующих. Однако это не может восполнить потери в численности старообрядцев за последние годы.

ИОАННИТЫ

    Из православия вышел также ряд реакционных монархических сект, большинство которых сложилось после революции 1917 года и выражало в религиозной форме социальный протест эксплуататорских классов против революционного движения. Правда, несколько такого рода сект существовало еще до революции. Так, секта иоаннитов появилась в 80-х годах XIX в. Она была названа по имени священника Иоанна Кронштадтского, которого группа религиозных фанатиков объявила чудотворцем. Некоторые члены секты считали Иоанна самим Иисусом Христом. Его портреты помещались в домах сектантов рядом с иконами. Для секты характерна проповедь эсхатологических взглядов (то есть проповедование скорого конца света и всего человечества). Обрядность не отличается от православной.
    После революции 1917 года иоанниты заняли резко антисоветскую позицию и потому свою деятельность осуществляли строго конспиративно. В настоящее время очень небольшое число иоаннитов имеется на Украине, Северном Кавказе и в других районах страны.

ИННОКЕНТЬЕВЦЫ

    В начале XX в. возникла другая подобная секта – иннокентьевцы (последователи иеромонаха балтского православного монастыря Иннокентия). Авантюрист Иннокентий объявил себя живым воплощением святого духа и выступил с проповедью скорого наступления страшного суда. После революции 1917 года члены секты начали борьбу с Советской властью. Наряду с антисоветской деятельностью секта систематически совершала изуверские обряды. В настоящее время иннокентьевцы имеют очень немного последователей.

ИСТИННО–ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    В христианизированном православии известны две религиозные организации, возникшие уже после революции: так званые истинно-православная церковь (ИПЦ) и истинно-православные христиане (ИПХ). Истинно-православная церковь была организована той частью православного духовенства, которая и после разгрома контрреволюции в 20-х годах решила продолжать антисоветскую борьбу. Руководители ИПЦ нашли поддержку среди кулачества и части середняков, недовольных политикой коллективизации. Секта вела борьбу не только против Советской власти, но и против Российской православной церкви, якобы отошедшей от принципов истинного православия. Деятельность секты носит строго конспиративный характер. Сторонники ее собираются в тайных домашних церквах. В вероучении секты уделяется большое внимание эсхатологическим мотивам (убежденность в скором конце света и конечной судьбе человечества). В целом же ИПЦ придерживается догматики и обрядности, аналогичных существующим в православной церкви.
    Антиобщественный характер секты вызывает противодействие со стороны мыслящих граждан. Секта находит очень мало приверженцев, и в настоящее время имеет весьма малочисленные локальные группы последователей ИПЦ.

ИСТИННО–ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

    Секта так называемых истинно-православных христиан, появившаяся в 30-х годах, по своему духу близка к истинно-православной церкви и, как ИПЦ, отказалась от духовенства, храмов и большинства таинств. В секте распространены безбрачие и аскетизм, для нее очень характерны эсхатологические представления (о скором конце света). Эта религиозная организация выразила реакцию кулаков и подкулачников на организацию колхозов. ИПХ придерживаются явно антиобщественной позиции. Членам секты рекомендуется не принимать участие в общественно полезном труде, общественной жизни. Резко враждебно настроена секта и по отношению к Российской православной церкви.
    Так называемые истинно-православные христиане не находят широкой поддержки у верующих. Число последователей секты очень незначительно. Это, как правило, обманутые демагогическими проповедями люди, не понимающие, что они являются орудием в руках религиозных фанатиков.

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

    В отличие от рассмотренного выше православного сектантства, существует группа сект, известная под названием духовных христиан (хлысты, духоборцы, молокане и др.). Выйдя из недр православия, она далеко отошла от православных и вообще христианских догм и культа. Секты духовных христиан возникли как религиозное отражение борьбы крестьян против жестокой крепостнической эксплуатации, однако со временем радикальные черты их вероучения отошли на задний план, на первый же план были выдвинуты мистицизм, отрешение от окружающей жизни и т.п.
    Для духовных христиан характерны вера в воплощение святого духа в живых людей, отрицание роли духовенства как посредников между богом и людьми, вера в возможность непосредственного общения с богом.

ХЛЫСТЫ

    Эта секта возникла в XVIІ веке, как одно из ответвлений беспоповщины, однако по своей догматике сильно отдалилась от старообрядчества. Основой вероучения хлыстов является представление о возможности прямого общения человека со святым духом, возможности воплощения бога в наиболее праведных сектантов, которые предстали как „достойные сосуды” для такого воплощения. Доводя себя до религиозного экстаза во время своих радений (так называемое „хождение в духе”), хлысты считают, что в таком состоянии происходит их общение со „святым духом”. Сектанты, наиболее легко приходящие в исступленное состояние, почитаются хлыстами в качестве „христов”, „богородиц”, „пророков”.
    Первоначально хлысты придерживались строгого аскетизма, позже некоторые из их заповедей (например, заповедь о воздержании от половой жизни) были отменены. Библия толкуется хлыстами, как и другими духовными христианами, „духовно” – т.е. аллегорически. Основным же авторитетом в вопросах веры считаются проповеди „христов” и „пророков”.
    В отличие от других сектантов, хлысты посещают православные церкви (вероятно, традиция посещения церкви выработалась в связи с необходимостью скрывать свои религиозные воззрения, так как хлыстовство в царской России преследовалось). В настоящее время сохранились небольшие группы хлыстов, которые делятся на ряд течений: Старый Израиль (ортодоксальная хлыстовская группа, в настоящее время очень малочисленная), Новый Израиль, или лубковцы (хлысты, открыто порвавшие с православной церковью), Духовный Израиль, Искупленный Израиль, постники (труппа, употребляющая только постную пищу и требующая воздержания от половых отношений), малеванцы (хлыстовская группа, с ярко выраженным харизматическим характером), мормоны духовно-христианского направления, или российские мормоны (группа, довольно сильно отдалившаяся от хлыстов по вероучению и отвергающая возможность сверхъестественных явлений на земле). Эти группировки хлыстов присутствуют на Тамбовщине, Северном Кавказе, в Оренбургской областях, на Украине.

СКОПЦЫ

    Скопцы – одно из ответвлений хлыстов, которое фактически превратилось в самостоятельную секту. Эта секта возникла в XVIII в. для борьбы с „блудом”; основатели скопчества решили применить кастрацию. Изуверская секта вербовала в свои ряды из числа задавленных нуждой, отчаявшихся крестьян, а во главе секты стояли представители купечества. Скопческие общины, или, как их называли, „корабли”, использовались руководителями для личного обогащения и закабаления трудящихся. Вероучение и обрядность скопцов сходны с хлыстовскими. Как и хлысты, скопцы посещают православные церкви. В то же время, в противоположность хлыстам, полностью отрицающим иконы, они почитают изображения своего „Христа” – Селиванова, положившего начало этой секте, „богородицы“, „пророков”.
    На сегодняшний день эта изуверская секта почти исчезла. Единицы последователей имеет и разновидность скопческой секты – девственники, заменившие физическое оскопление „духовным”.

ДУХОБОРЦЫ

    Секта духоборцев возникла во второй половине XVIII в. и сперва в своей деятельности преследовала социально-политический характер. Духоборцы отказывались повиноваться церковной и государственной власти, старались вводить в своих общинах принципы христианского социализма. Однако на практике общины, основанные духоборцами, являлись средством эксплуатации рядовых сектантов руководителями секты.
    В отличие от хлыстов и скопцов, духоборцы полностью порвали с православием. Они не признают также еврейские Ветхий и Новый заветы, иконы, таинства, священников. Основы учения духоборцев изложены в „животной книге” (состоящей из псалмов), в которой помимо вероучения духоборчества излагается также история секты. У духоборцев, так же как и у хлыстов, существует культ руководителей секты, хотя степень их обожествления несколько меньшая. Причем, должность руководителя секты передается по наследству. Тем не менее, духоборцы считают, что „дух божий” живет не только в руководителях, но и во всех верующих.
    Социальное расслоение в секте привело к разделению ее на несколько групп, важнейшими из которых были большая и малая партии (соответственно бедняки и богачи). Преследования со стороны царского правительства заставили большинство духоборцев (сторонников большой партии) эмигрировать в Канаду. На территории бывшего советского сообщества небольшие группы духоборцев имеются в Азербайджане, на Северном Кавказе, в Ростовской, Тамбовской, Оренбургской областях, на Украине и в Средней Азии.

МОЛОКАНЕ

    Разновидность духовных христиан – молокане вышли из духоборческой среды (60-70-е годы XVIII в.), однако по сравнению с духоборчеством вероучение секты носило более умеренный характер. Молокане признают еврейскую библию, однако толкуют ее иносказательно. Каждый верующий имеет право на самостоятельное толкование еврейской библии. В догматике молоканства большое место занимает представление о том, что бог не является личностью, а рассматривается как дух, обнаруживающий себя в своих земных проявлениях.
    Секта отказалась от таинств и священство. У молокан нет церквей, и моления происходят в обычных домах. Руководителями секты являются выборные старцы – пресвитеры. Классовое расслоение в молоканских общинах привело к распаду сектантов на три группировки: общих, постоянных и прыгунов. Общие молокане, представлявшие в основном бедноту, пытались объединить свои хозяйства в единый коллектив, однако эти попытки не увенчались успехом. Группа постоянных, в которую входили зажиточные крестьяне и богатые горожане, заняла весьма умеренные позиции и стремилась примириться с православием. Третья труппа молокан – прыгуны (сапуны) – включила в свое вероучение ряд элементов хлыстовства. В отличие от всех остальных молокан, эта группа отмечает не христианские, а иудейские праздники. Имеется и ряд других, более мелких молоканских подсект. Некогда весьма многочисленные (до революции секта насчитывала около I млн. человек), молокане представлены сейчас в разных местах лишь небольшими группами.

СУББОТНИКИ

    Секта субботников, основанная в конце XVII в., еще дальше отошла от традиционного христианства. Основу вероучения секты составляет Ветхий завет. Сектанты приняли ряд иудейских обрядов, в частности обрезание и празднование субботы. Они не признают Христа богом, отрицают троицу. В настоящее время численность субботников очень мала. Они живут в Тамбовской области и некоторых других местах России.

ИЛЬИНЦЫ

    В конце XIX в. в России возникла секта, сочетавшая в себе элементы христианства и иудаизма, – иеговисты-ильинцы („сионская ветвь”). Основателем секты был отставной царський штабс-капитан Н. А. Ильин. Иеговисты-ильинцы отмечают иудейские праздники, практикуют обряд обрезания. Они отказались от христианских таинств, не признают святых. В основу вероучения секты положено Откровение Иоанна с его идеей армагеддона (фатального конца света) и верой в установление тысячелетнего царствования еврейского бога на земле (которое полихало кострами инквизиции по Европе во II тысячелетии и наконец-то заканчивается). Большое влияние на сектантскую догматику оказали писания западноевропейских мистиков. Секта ведет свою работу на конспиративных началах и носит откровенно антиобщественный характер. Численность иеговистов-ильинцев очень мала. Они распылены по Уралу, Северному Кавказу, Казахстану, как греко-католическая (униатская) церковь. Однако в 1946 году униатская церковь в России воссоединилась с христианским православием.

__________________________________


СЕКТЫ   КАТОЛИЧЕСКОЙ   ЦЕРКВИ

    Римская католическая церковь имеет последователей в Литве, восточной Латвии, западных областях Украины и Белоруссии, а также среди части немцев, живущих в России. Прежде в западных районах Украины и Белоруссии была представлена такая разновидность католицизма, которая в большинстве случав перевоплотилась в сектантство.

АРМЯНО–ГРИГОРИАНСКАЯ   ЦЕРКОВЬ

    Армяно-григорианская церковь названа по имени епископа Григория, боровшегося за распространение христианства среди армян. Мировым центром Армяно-григорианской церкви является Эчмиадзинский монастырь (Армения), где находится резиденция верховного патриарха-католика всех армян. К Армяно-григорианской церкви принадлежат кроме верующих армян также часть татов и удин (другая часть верующих татов и удин – соответственно шииты и православные).

БАПТИСТЫ   (ШТУНДЫ)

    Что касается протестантских сект, то наиболее многочисленна на территории бывшего советского содружества секта евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), образовавшаяся в результате слияния в 1944-1945 годах трех самостоятельных религиозных групп – баптистов, евангельских христиан, пятидесятников. Баптизм проник в Россию из Германии в 50-х годах XIX в. и вначале получил распространение лишь среди немецких колонистов. Однако почти одновременно появляется так называемый штундизм – сектантское течение, возникшее среди российских и украинских крестьян под влиянием протестантов и сочетавшее в себе элементы протестантизма и вероучения духовных христиан.
    Штундисты никогда не представляли собой единую секту, были плохо организованы и в конце 70-х годов слились с баптистами. Очень близким к баптизму было и вероучение евангельских христиан – секты, основанной в 70-х годах в России английским аристократом Редстоком. Правда, евангельские христиане в противоположность баптистам исключительное значение придавали проповеди Евангелия и полностью отрицали обрядность. Попытки к объединению российских баптистов с евангельскими христианами были предприняты еще в начале XX века, однако созданный союз просуществовал лишь несколько лет. Только в 1944 году баптисты и евангельские христиане образовали единую организацию, возглавляемую Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В 1945 году к ним присоединилась часть пятидесятников (отказавшаяся от "говорения на иных языках"), а в 1963 году – братские меннониты.
    Кроме этой большой секты в бывшем советском содружестве имелся ряд мелких самостоятельных групп баптистов и евангелистов. Среди них следует отметить раскольничью группировку. После неудавшейся попытки стать во главе ВСЕХБ эта группа откололась от евангельских христиан-баптистов, обвинив их руководителей в отступлении от истины, и создала свой руководящий орган – Совет церквей ЕХБ.
    Последователей баптизма можно встретить в разных районах России (особенно в южной европейской части), на Украине, в Белоруссии, Прибалтике. Баптисты имеются и среди проживающих в России немцев.

ПЯТИДЕСЯТНИКИ

    Пятидесятники впервые появились в России в начале ХХ столетия. Некоторые моменты их культа способствовали вовлечению в секту части баптистов, евангелистов и других сектантов, разочаровавшихся в сухой морализации своих проповедников. Пятидесятники дробятся на ряд течений. Это христиане евангельской веры (воронаевцы) – главное направление пятидесятников, евангельские христиане в духе апостольском – смородинцы (отрицающие божественную троицу), пятидесятники-сионисты (мечтающие переселиться на гору Сион), субботствующие пятидесятники, в вероучении которых сочетаются элементы пятидссятничества и адвентизма, христиане Сиона – мурашковцы (с изуверскими обрядами „жертвоприношения Христу”), и др.
    Пятидесятники встречаются в ряде районов России, на Украине и в Белоруссии. Как говорилось, часть пятидесятников (воронаевцы) объединилась с баптистами и евангельскими христианами, однако некоторые из объединившихся вскоре вышли из организации ЕХБ.

АДВЕНТИЗМ

    В 80-х годах XIX века в Россию был занесен адвентизм. В настоящее время в ряде районов этой страны существуют отдельные общины адвентистов седьмого дня, не объединенные каким-нибудь общим центром. Адвентисты седьмого дня ведут активную миссионерскую деятельность.
    От адвентистов седьмого дня в 30-х годах откололась группа, принявшая название „христиане седьмого дня“. Эта группа выступила против веры в чудеса – за более строгое выполнение предписаний первоначального адвентизма.
    Следующая группа адвентистов – адвентисты-реформисты (адвентисты седьмого дня реформационного движения, или адвентисты седьмого дня верного остатка), занимающие откровенно антиобщественную позицию. Руководители секты строго запрещают верующим служить в армии, призывают к отказу от общественной работы и т. д. Они требуют решительного размежевания с греховным миром, который якобы окружает нас, призывают к замкнутости в кругу религиозных интересов.
    Малочисленные группы адвентистов-реформистов имеются в некоторых районах, главным образом в западных областях Украины, в Молдавии, на Кавказе.

СВИДЕТЕЛИ   ИЕГОВЫ

    Секта свидетелей Иеговы имеет приверженцев в западных областях Украины и Белоруссии, а также в Молдавии и Прибалтике. В России свидетели Иеговы имеются Сибири, на Дальнем Востоке и в других районах. Работая в условиях строгой конспирации, секта ведет антиобщественную пропаганду, призывая верующих отказываться от службы в армии, от выборов в государственные органы и т. п.

МЕННОНИТЫ

    Меннониты были первой протестантской сектой, распространившейся в России. В настоящее время меннонитства придерживается часть живущих в России немцев. Тамошние меннониты делятся на ряд течений, важнейшими из которых являются церковные меннониты.

МЕТОДИСТЫ

    Методистская церковь в настоящее время имеет очень малое число приверженцев, преимущественно в Латвии и Эстонии, и Закарпатской области Украины. Помимо этого в прибалтийских государствах существует и такая протестантская секта, как „Общество синий крест”.

__________________________________



СЕКТЫ   ИСЛАМА

    Значительная часть верующих во все мире исповедует ислам. Наиболее распространен среди мусульман суннизм ханифитского толка. Его придерживается подавляющее большинство верующих татар, башкир, казахов, каракалпаков, киргизов, уйгуров, дунган, узбеков, таджиков, туркмен, дагестанских народов (кроме аварцев), кабардинцев, адыгейцев и черкесов, балкарцев и карачаевцев, аджарцев (этнографическая группа грузин), часть верующих азербайджанцев, а также исповедующие ислам абхазы и часть мусульман-осетин.
    Верующие аварцы, чеченцы, ингуши, многие мусульмане-осетины, часть курдов (в Армении), верующие из Шекинско-Закатальской зоны Азербайджана и небольшая группа талышей принадлежат к шафиитскому толку. Мусульмане-сунниты объединены в три руководящих центра: духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (с резиденцией в Ташкенте), духовное управление мусульман европейской части России и Сибири (с резиденцией в Уфе) и духовное управление мусульман Северного Кавказа и Дагестана (с резиденцией в Буйнакске). Каждое из духовных управлений возглавляется муфтием.
    Шиизм исповедует свыше двух третей верующих азербайджанцев, подавляющее большинство верующих талышей, мусульмане-таты, часть верующих курдов (в Азербайджане и Туркмении) и таджиков. Закавказские мусульмане объединены в духовное управление мусульман Закавказья (с резиденцией в Баку). Возглавляет это духовное управление шейх-уль-ислам.
    В Горно-Бадахшанской области Таджикистана есть общины мусульман-исмаилитов.

__________________________________



СЕКТЫ   ИУДАИЗМА
Иудаизм распространен в основном среди верующих евреев. Верующие караимы принадлежат к караимской секте.

__________________________________



СЕКТЫ   БУДДИЗМА–ЛАМАИЗМА
Буддизм (в форме ламаизма) имеет последователей среди бурят, тувинцев, калмыков. Буддистов объединяет духовное управление буддистов, возглавляемое бандидо хамбо-ламой.
ЙЕЗИДИЗМ
Небольшое число йезидов составляет часть закавказских курдов.

Hosted by uCoz